Пчеловодство О районе Карта района Новости Каталог пасек Куплю-продам Программа ТВ
 
 

Сделать домашней

Добавить в избранное

Реклама на сайте

Предыдущая Следующая

УПАКОВКА И ПЕРЕВОЗКА ПЧЕЛИНЫХ СЕМЕЙ

При перевозке пчелиные семьи сильно беспокоятся.
В гнезде резко повышается температура, отчего расплод
может запариться, соты оборваться, а раскачивающиеся
рамки - раздавить пчел и матку. Чтобы избежать этого,
надо тщательно готовить пчел к перевозке.
Для предупреждения обрывов сотов из гнезда удаля-
ют полномедные рамки со светлой сушью и ставят вме-
сто них пустые и коричневые соты или рамки с вощиной.
Если семья находится в улье-лежаке, то ей дают пол-
Кочевая пасека в плавнях реки
ный комплект рамок. На стандартный улей ставят вто-
рой корпус или пустой магазин. Для кочевки очень удоб-
ны рамки Гофмана. Они не требуют специальной упа-
ковки, поэтому подготовка к кочевке упрощается.
В 1972 г. мы учитывали время при упаковке пчели-
ных семей в ульях с разделителями и в ульях с рамками
Гофмана. На упаковку одной пчелиной семьи с исполь-
зованием разделителей затрачивается 38 человеко-минут,
а с рамками Гофмана - только 24.
Таким образом, пасеку в 100 семей, полностью уком-
плектованную рамками Гофмана, можно упаковать
вдвоем за 3,0 - 3,5 дня, а разделителями - за 5-6 дней.
К сожалению, на пасеках Сибири рамок Гофмана
очень мало, поэтому приходится использовать обычные.
Нтобы они не раскачивались в пути, их укрепляют разде-
лителями: между боковыми планками ставят деревянные
брусочки толщиной 12X12 мм и длиной 100 мм. Разде-
лители располагают с обеих сторон. Когда все раздели-
Кочевая пасека, вывезенная к зарослям желтой акации
тели на месте, последнюю рамку отодвигают стамеской
от боковой стенки улья и вставляют более толстый раз-
делитель. Рамки считаются хорошо упакованными, если
их нельзя вынуть из улья. Чтобы разделители не прова-
ливались на дно улья во время перевозки, в верхнюю
часть их забивают проволоку длиной 24-26 мм.
Проще и быстрее упаковывать семьи, если соединить
разделители в специальную "гребенку" на расстоянии
25 мм друг от друга и прибить вверху к полоске железа.
Чтобы упаковать рамки, достаточно приподнять край
холстика и вложить гребенку зубьями между рамка-
ми. В каждую пчелиную семью вставляют две гребен-
ки- у передней и задней стенок улья. При упаковке
двухкорпусного улья разделители или гребенку ставят
и в нижний, и верхний корпуса.
При перевозке рано весной, когда семьи еще недоста-
точно сильные и в гнездах мало расплода и меда, свер
ху на рамки кладут холстик, прижимают его планками
и прибивают гвоздями. Летом и осенью при такой упа-
ковке пчелы могут запариться. В это время семьи упа-
ковывают по-другому. На борта ульев-лежаков натяги-
вают редкую мешковину и прибивают ее планками. На
ульи без бортов и на двухкорпусные ставят пустые ма-
газины и прибивают сверху редкую мешковину. Магази-
ны и вторые корпуса с четырех сторон соединяют при
помощи деревянных брусков и прибивают бруски к ниж-
нему корпусу. Бруски должны быть не слишком тол-
стые, но крепкие. Лучше делать их из черемухи или ивы,
тогда они не раскалываются и не ломаются. Гвозди нуж-
ны не слишком длинные, чтобы не пробить стенки
улья. Корпуса и магазины можно свинчивать при помо-
щи специально сделанного хомута или скреплять застеж-
ками.
Пчеловодческие конторы через заготпункты продают
хорошие упаковочные ленты для скрепления корпусов.
У каждой ленты есть ключ. Ленту протягивают под уль-
ем, как бы опоясывая, и на крыше затягивают ключом.
Можно для этой же цели использовать ремни.
Некоторые пчеловоды вместо редкой мешковины при-
меняют проволочную сетку. Это делать нежелательно,
так как пчелы будут лезть на свет и возбуждаться.
Обеспокоенных пчел перевозить труднее. Если в гнезде
становится жарко, пчелы выходят из улья и виснут на
мешковине в виде роя. При перевозке ульев с проволоч-
ной сеткой надо затенять ульи крышками, под которые
подложены деревянные бруски, чтобы в улей поступал
свежий воздух.
Вечером, по окончании лета пчел, леток наглухо за-
бивают деревянной планкой, и семья готова к перевозке.
Труднее всего перевозить сильные семьи, особенно если
они находятся в стандартных ульях на 12 рамок. В этом
случае часто даже поставленный порожний магазин не
спасает семью от запаривания. Лучше всего перевозить
сильные семьи в ульях-лежаках, поэтому пасека, кото-
Улей, упакованный для перевозки
рая ежегодно вывозится на медосбор, должна быть обо-
рудована этими ульями.
Чтобы рациональнее использовать взяток на новом
месте, вместо пустого магазина надо поставить корпус
и разместить в нем по шесть рамок суши и вощины во
время упаковки. Сделать это после переезда будет слож-
нее, так как пчелы будут злые. Вощина в дороге не об-
рывается. Сильные семьи во время перевозки отстраива-
ют ее. Когда ульи прибудут на место со вторыми корпу-
сами, их расставляют и не беспокоят пчел осмотрами.
В первый же день пчелы приступают к сбору нектара и
пыльцы. Через неделю они успокоятся и их можно легко
осмотреть, проверить, как корпуса заполняются медом.
Чтобы не упустить время постановки третьего корпуса
или отбора меда, часть семей необходимо перевезти в
двух корпусах с магазином.
Пчелиные семьи можно перевозить на любом виде
транспорта, но лучше - на грузовых автомашинах, пред-
варительно подготовленных для этой цели. На борта
ставят дощатые щиты высотой до 1,5 м. Их вставляют
в специальные гнезда или надевают на борта. Задний
торцовый щит ставят после полной загрузки кузова
ульями.
Грузят семьи после прекращения лета пчел. В пас-
мурные прохладные дни пчелы прекращают летать рано.
Ульи устанавливают через открытый задний борт, начи-
ная от кабины, как можно плотнее друг к другу, летка-
ми по ходу машины или наоборот. На машину ГАЗ-53
при двухъярусной погрузке вмещается 48 двухкорпусных
ульев и часть крышек.
Если у ульев под доньями есть полозки, то второй
ярус ставят прямо на ульи. Если полозков нет, то ряды
первого яруса сверху скрепляют рейками шириной 6-•
7 см, длина их должна быть равна ширине кузова маши-
ны. После этого на рейки устанавливают ульи второго
яруса. Прокладка реек между ярусами способствует
лучшей вентиляции ульев, предохраняет сетку или меш-
ковину от повреждения ульями второго яруса, удержи-
вает ульи от движения по кузову. Двухкорпусные ульи
грузят в два яруса, ульи-лежаки и ульи с магазинами -
в четыре яруса.
Ульи всегда надо устанавливать ближе к левому бор-
ту машины, а крышки - к правому, так как дороги, как
правило, повышаются к центру. Более тяжелый груз, по-
ложенный слева, увеличивает устойчивость машины, а
положенный справа - уменьшает.
Для облегчения погрузки надо иметь на пасеке пере-
носный трап, чтобы рабочий мог завозить по нему улей
на одноколесной тачке. Другой рабочий в это время на-
ходится на машине. Вдвоем они ставят улей на место.
Если вместо тачки и трапа использовать носилки, то для
погрузки потребуются четыре человека. Двое будут но-
сить, а двое - устанавливать ульи на машине.
В последнее время применяется одновременная по-
грузка краном или трактором четырех свинченных ульев.
Разгружать и загружать скрепленные таким образом
ульи легче, но сложнее в дальнейшем работать с пчела-
ми. Американские пчеловоды испытали различные спо-
собы погрузки ульев кранами: по одному, по два, по три
и по четыре, и пришли к выводу, что лучше грузить по
одному улью.
После полной загрузки автомашины груз тщательно
увязывают веревкой или строп-сеткой, что более удобно.
На увязку веревкой затрачивается много времени, часто
столько же, сколько на погрузку. Увязывать груз строп-
сеткой намного быстрее и
надежнее. Для этого снача-
ла делают каркас из тол-
стой веревки, концы кото-
рой используютдля крепле-
ния сетки к кузову. Длина
концов - 2 м, размер кар-
каса-4X3 м. Посередине
каркаса, а также вдоль и
поперек привязывают по две
веревки. Между толстыми
веревками располагают ве-
ревки потоньше (15 мм)

так, чтобы получились ячейки 30x20 см. Толстую верев-
ку на стыках желательно привязывать к кольцам. Коль-
ца должны быть крепкими, чтобы во время крепления
сетки к кузову машины могли служить блоками. Они
являются основой строп-сетки и позволяют легко заме-
нить любую износившуюся веревку. Площадь строп-сетки
должна быть 12 м2, чтобы можно было увязывать ульи
на любой машине.
Строп-сетку можно применять также для оборудова-
ния временных навесов на кочевой пасеке. Для этого ее
достаточно натянуть на кольях или между деревьями и
накрыть толем или скошенной травой.
После погрузки ульев необходимо сразу же отправ-
ляться в путь. Чем быстрее пчелы будут доставлены
на
место, тем лучше. Если расстояние большое, то ехать
необходимо ночью, а на день надо останавливаться и
разгружать машину, чтобы пчелы полетали, а люди, со-
провождающие машину, отдохнули.
Желательно, чтобы у пчеловода были права шофера
и он сам вел машину. На крупных пасеках уже практи-
куется давать машину на постоянное время, и пчеловод
или помощник сами водят ее. Это облегчает труд пчело-
вода и не требует специального шофера.
По хорошей дороге машина может идти с обычной
скоростью, по неровной дороге ехать следует медленно.
Для каждой машины надо иметь палатку, чтобы в слу-
чае дождя можно было укрыть пчелиные семьи. Даже
в сильные ливни она предохраняет пчел от воды. Ее мож-
но пустить под строп-сетку или привязать сверху, но так,
чтобы ее не сорвало.
Двухскатные крышки на кочевку возить не следует,
так как на две машины пчелиных семей потребуется
третья машина - под эти крышки. Их можно заменить
нарезанными кусками толя, на который кладут не очень
тяжелые предметы (камни, обрезки дерева), чтобы его
не сдувало ветром.
Перевозить пчел на дальние расстояния лучше авто-
транспортом. В Сибири и северных областях Казахста-
на пасеки с целью опыления сельскохозяйственных куль-
тур и для повышения медосбора перевозят, как правило,
на 10-30 км. В этом случае лучше использовать трак-
тор Т-16 или Т-20 с тележкой и почвообрабатывающими
орудиями, чтобы он не только возил пчел, мед и воск,
но и обрабатывал припасечный участок. Особенно необ-
ходим трактор на таежных пасеках, где дороги для ав-
томобилей труднопроходимы.
Удачно применяют трактор Т-20 на пасеке совхоза
"Червонный" Кокчетавской области. В Кемеровской об-
ласти трактор используют в колхозе "Новый путь"
пчеловод А, Н. Ермолаев). На трактор ульи грузят в
один ярус. Грузить пчел в два яруса тяжелее, чем сде-
лать один лишний рейс.
При вывозке пчел из тайги надо убрать из ульев все
свежеотстроенные рамки с медом и дать вместо них
рамки с сушью или вощиной. Если семья находилась в
трех корпусах, то перед отъездом нельзя убирать третий
корпус: пчелы могут запариться, и семья погибнет. На
трехкорпусную семью лучше поставить пустой магазин,
а на него вентиляционную сетку.


Предыдущая Следующая

 

Copyright © 2005-2009 Пчеловодство Верхнедвинщины

Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки на сайт Пчеловодство Верхнедвинщины и со ссылкой на автора материала