Пчеловодство О районе Карта района Новости Каталог пасек Куплю-продам Программа ТВ
 
 

Сделать домашней

Добавить в избранное

Реклама на сайте

Предыдущая Следующая

ПЧЕЛИНАЯ СЕМЬЯ

Пчелиная семья—это своеобразная живая система,
подобная организму высших животных. В ее состав
входит гнездо, плодная матка, рабочие пчелы всех воз-
растов, в активный период сезона — трутни и разновоз-
растной пчелиный и трутневый расплод. Все члены се-
мьи зависят друг от друга во все периоды жизни. Взаи-
мозависимость особей, их родственное происхождение
обеспечивают нормальный общий обмен веществ, ус-
пешное существование семьи и процветание вида в ус-
ловиях среды обитания.
Рассматривая пчелиную семью как биологическую
единицу, необходимо отметить, что гнездо пчел, каждая
пчелиная и трутневая особь, матка, расплод выполняют
работу, направленную на сохранение и развитие семьи
в целом независимо от того, в какой степени это полез-
но, вредно или даже смертельно для отдельной особи.
Нормальная жизнь и работа пчелиной семьи возможна
только при совместной жизни всех перечисленных осо-
бей в одном гнезде. Ни матка, ни трутни, ни пчелы не
могут жить и размножаться без семьи. Семья как био-
логическая и хозяйственная единица может жить дол-
гие годы (до бесконечности) благодаря тому, что члены
ее непрерывно заменяются, за исключением зимнего
периода.
Большая часть жизни каждой особи проходит на сотах
гнезда. Пчелиная семья поддерживает в гнезде нужную
температуру и влажность воздуха, а матка откладывает
яйца. Без гнезда невоз-
можно вырастить пчел,трутней, матку, загото-
вить и сохранить корм.В естественных услови-
ях по гнезду можноопределить возраст семьи. В старом гнезде
нарождаются мелкие пчелы,
которые менеетрудоспособны и долго-
вечны. В естественных условиях, когда пчели-
ная семья живет в дупле или норе, в очень
старом гнезде, она гиб нет. Без гнезда пчели-
ной семьи нет, есть рой—зародыш, или ос-
нова, будущей семьи.
В пчелиной семье иногда бывает до
100 тыс. пчел, и все они
связаны между собой общей формой поведения, которая
обусловливается общим обменом веществ через корм,
феромоны, звуковые сигналы, через температуру и влаж-
ность воздуха в гнезде. Каждый член семьи в определен-
ный момент выполняет только ту работу, которая необ-
ходима для нормального функционирования семьи в це-
лом. Возможности пчел к той или иной работе зависят
от возраста и их физиологического состояния.
Жизнь рабочей пчелы от рождения и до смерти мож-
но разделить на три периода. В первый период жизни
пчела работает только внутри улья и называется улье-
вой пчелой. Этот период длится с рождения и до 10
дней жизни. В первые три дня после рождения она ма-
лоподвижна и даже не может взять корм из ячейки, ее
с язычка кормят старшие сестры. Такая пчела заполза-
ет для отдыха в ячейку и как бы в благодарность за
заботу вылизывает ее. Если молодые пчелы не вылижут
ячейку, то матка не отложит в нее яйцо. Когда выли-
занных ячеек мало, матка ходит по соту в поисках го-
товой ячейки и часто теряет яйца, которые падают на
дно улья. Эти же пчелы все время сидят на расплоде
и предохраняют его от охлаждения.
На четвертый день пчела первый раз вылетает из
улья. Полет длится несколько минут, иногда даже се-
кунд. Она запоминает окраску жилья (улья) и очищает
кишечник. С этого времени она вылетает ежедневно, и
с каждым разом полеты становятся длиннее и дольше.
Во время полетов у пчелы укрепляются мышцы, кроме
того, она запоминает окрестности пасеки.
С первого вылета пчела сама берет мед из ячеек, хо-
тя по-прежнему не упускает возможности получать корм
от других рабочих пчел. Часто и помногу ест пыльцу
(особенно до 10-дневного возраста), которую берет из
запасов в гнезде. Пыльца необходима ей для развития
верхнечелюстных желез (гипофарингеальных). В это
время она кормит личинок старшего возраста кашицей—
мед, разбавленный водой и смешанный с пыльцой, или
нектар с пыльцой. Как только ее верхнечелюстные же-
лезы начнут функционировать (примерно с 5-го до 10-го
дня после рождения), она прекращает выкармливать
личинок старшего возраста и принимается за кормление
личинок младшего возраста. С этого времени пчела ста-
новится кормилицей. Она кормит молочком первые три
дня личинок рабочих пчел, трутней и пять дней — ма-
точную личинку, которой дает корм с запасом, чтобы
она могла питаться во время прядения кокона.
Воспитывают личинок пчелы-кормилицы. Для выра-
щивания одной-единственной личинки ухаживающим за
ней пчелам приходится заглядывать в ячейку две-три
тысячи раз (по мнению некоторых авторов—даже до
шести тысяч раз и более). Одна пчела-кормилица может
выкормить только две-три личинки, однако это не зна-
чит, что определенная пчела кормит определенную ли-
чинку. Каждую личинку кормят сотни пчел.
К концу ульевого периода, приблизительно на 10-й
день, пчела летает уже по 10—15 мин и хорошо запо-
минает за это время место. В дальнейшем ориентиро-
вочные полеты она совершает ежедневно, поэтому у нее
появляются обязанности, связанные с пребыванием вне
улья, то есть наступает второй период ее жизни. В этот
период у пчел прекращается выделение молочка и начи-
нается выделение воска, поэтому с 10—12-го дня по
20-й день они строят соты. Кроме того, они принимают
от летных пчел нектар и перерабатывают его в мед,
уплотняют принесенные и сброшенные в ячейки обножки,
поддерживают чистоту в ульях, подбирают на дне му-
сор, мертвых пчел, трутней, выносят и бросают их по-
дальше от улья, иногда на расстояние до 100 м; охра-
няют гнездо, то есть сторожат у летка, и участвуют
в регулировании температуры гнезда: когда холодно—
греют, когда жарко—охлаждают.
С 20-го дня после рождения наступает третий период
жизни рабочей пчелы, она становится сборщицей. Пчела
вылетает за взятком, ищет и приносит нектар и пыльцу
цветков. В плохую погоду пчелы-сборщицы не вылетают
из улья. Ничего не делая, они пережидают непогоду.
Связь всех особей семьи осуществляется через маточ-
ное вещество, «общественный желудок и общественный
мозг». За сутки пчела передает что-либо другим пче-
лам или получает от них не менее 25 раз. Во время пе-
редачи пищи пчелы передают друг другу и маточное
вещество, которое выделяет матка верхнечелюстными
железами. В общем обмене веществ участвует и пчели-
ный расплод. Когда пчела дает личинке корм, то обли-
зывает ее, получая феромон, действующий как феромон
матки. Маточное вещество и выделения личинок дей-
ствуют на рабочих пчел как временные стерилизаторы.
Пока пчелы получают эти вещества, у них не функциони-
руют яичники. При отсутствии маточного вещества пче-
лы закладывают маточники и выводят себе новую мат-
ку, а при отсутствии еще и расплодного вещества
пчелы начинают кормить друг друга молочком, у них
начинают функционировать яичники, и они становятся
трутовками.
Разделение функций между особями (матка только
кладет яйца; рабочие пчелы собирают корм, охраняют
гнездо и выполняют все воспитательные функции; трут-
ни выполняют функции самцов и участвуют в тепловом
балансе семьи) привело к тому, что в пчелиной семье
все зависят друг от друга и никто не может жить в оди-
ночку. В процессе естественного отбора у особей выра-
ботались признаки, ценные для семьи, но часто смертель-
ные для самой особи. Например, охранница жалит врага
и гибнет, так как не может извлечь из кожи врага жало.
Она вырывает его вместе с частью внутренностей брюш-
ка и через некоторое время умирает из-за потери крови.
Но в теле врага остается один нервный узел, который
управляет действием жала, ядовитые железы, связь с
которыми не нарушается, и яд накачивается в ранку,
продолжая разить врага. Чтобы пчела «жертвовала»
собой ради семьи, она лишена страха и боли. Семье,
состоящей из 40—100 тыс. пчел, гибель нескольких бес-
плодных самок не наносит заметного ущерба, и семья
продолжает жить.
Каждая особь играет определенную роль в обмене
веществ, в размножении и формировании наследственно-
сти. Например, матка и трутни производят половые
клетки—зародыши новых членов семьи. Рабочие пче-
лы участвуют в формировании наследственности через
вырабатываемое ими молочко, идущее на построение
питательных веществ яиц, откладываемых маткой, а так-
же на питание молодых личинок.
Опытами А. С. Михайлова, А. Ф. Губина и И. А. Ха-
лифмана доказано, что пчелы-кормилицы передают во-
спитываемому потомству наследственные признаки через
молочко. Эти опыты, повторенные В. И. Шиняевой,
Н. И. Дубровенко, О. И. Авдеевой, подтвердили перво-
начальные выводы. А. Н. Мельниченко установил, что
пчелы-кормилицы влияют на формирование породы у
трутней и маток и что это влияние сказывается во втором
и третьем поколениях. И. Вавилов нашел в молочке
пчел-кормилиц наследственное вещество ДНК. На XXIII
Международном конгрессе по пчеловодству в Москве
В. Энгельс (ФРГ) рассказал о своих опытах с мечены-
ми атомами. Он установил, что протеин желтка фор-
мируется целиком в организме пчел и что матка полу-
чает его в готовом виде. Таким образом, выводы совет-
ских ученых были подтверждены открытием В. Энгельса.
Пчелиная семья размножается путем роения. При
подготовке к роению она закладывает маточники, воспи-
тывает будущую матку—основу семьи. При нарушении
биологической целостности семьи роение может не со-
стояться.
Семьи отличаются друг от друга манерой строить
соты, количеством собираемого прополиса и выделяемо-
го воска, характером работы на цветках, ройливостью,
устойчивостью к болезням, поедаемостью корма во вре-
мя зимовки. Знание индивидуальных особенностей
пчелиных семей необходимо пчеловоду для ведения
племенной работы. Например, на пасеке, специализи-
рующейся на опылении сельскохозяйственных культур,
племенную работу надо вести с семьями, легко под-
дающимися дрессировке, так как одни семьи легко
дрессируются, другие с трудом, третьи вообще не под-
даются дрессировке.
Семьи по-разному принимают чужих маток, к одним
их можно легко подсадить, к другим—почти невозмож-
но. Интересны семейные отличия при подготовке к рое-
нию. Есть семьи, которые в этот период прекращают
отстраивать соты, но собирают нектар, другие строят
соты и собирают нектар, а некоторые не делают ни то-
го, ни другого.
Несмотря на то, что в пчелиной семье нет системы
кровообращения, которая разносила бы питательные
вещества по всему организму, пища все же равномерно
и быстро распределяется между членами всей семьи.
Это впервые было установлено опытами Ч. Дарвина с
крашеным воском и опытами академика Н. М. Кулаги-
на с подкрашенным медом. Позднее английские ученые
Риббандс и Никсон, применяя меченые атомы, подтвер-
дили результаты опыта Н. М. Кулагина.


Предыдущая Следующая

 

Copyright © 2005-2009 Пчеловодство Верхнедвинщины

Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки на сайт Пчеловодство Верхнедвинщины и со ссылкой на автора материала