Пчеловодство О районе Карта района Новости Каталог пасек Куплю-продам Программа ТВ
 
 

Сделать домашней

Добавить в избранное

Реклама на сайте

Предыдущая Следующая

РАСПЛОД

Из яйца, отложенного маткой, через три дня выхо-
дит маленькая белая личинка. Рабочие пчелы обильно
снабжают ее кормом, и первое время она буквально
плавает в молочке, смешивая старое со свежим. Личин-
ка очень прожорлива, пчелы кормят ее до 1000 раз в
сутки, поэтому рост ее заканчивается за шесть суток.
После этого личинка вытягивается вдоль ячейки и на-
чинает прясть кокон, а пчелы в это время запечатывают
ячейку тонкой выпуклой крышечкой из воска, которая
пропускает воздух. Затем личинка замирает и превра-
щается в куколку.
Отложенные яички называют засевом, стадию ли-
чинки—открытым расплодом, а с момента запечатыва-
ния и до выхода пчелы — закрытым, или печатным, рас-
плодом. Уход рабочих пчел за расплодом не ограничи-
вается кормлением личинок. Расплод нуждается в за-
боте, начиная со стадии яйца и до выхода пчелы, и по-
стоянной температуре: плюс 35°—36°.
При похолодании пчелы тысячами собираются на
расплоде, чтобы поддержать необходимую температуру.
В жаркие дни они, наоборот, расползаются по другим
сотам. Если температура, несмотря на это, продолжает
повышаться, пчелы приносят в улей воду и, держа кап-
ли на хоботках или покрывая тончайшей водяной плен-
кой сотовые постройки, машут крылышками, способст-
вуя испарению воды. Так же они поддерживают в гнез-
де и постоянную влажность. Нарушение температурно-
го и влажностного режимов приводит к застыванию
расплода или к тому, что пчелы рождаются без крыльев.
Развитие пчелы от яйца до взрослого насекомого
длится в среднем 21 день, матки — на 5 дней меньше,
трутня — на 3 дня больше.
Решающее значение для развития маток или пчел
имеет питание. Личинки рабочих пчел в первые 3 дня
жизни получают маточное молочко. На 4-й день им кроме
этого дают кашицу из меда и перги. Последние 3 дня ли-
чинки рабочих пчел питаются только смесью меда и
перги.
Личинки будущих маток питаются исключительно
маточным молочком, которого они получают больше и
другого химического состава, чем другие личинки. В
этом маточном молочке примерно в 10 раз больше пан-
тотеновой кислоты, биоптерина, чем в молочке рабочих
пчел. Но до сих пор окончательно не установлено, бла-
годаря какому веществу, входящему в состав маточного
молочка, из личинки развивается матка.
Появление трутней или рабочих пчел зависит от мат-
ки и рабочих пчел. Для трутневого расплода пчелы
строят ячейки большего размера, и матка кладет в них
неоплодотворенные яйца. Таким образом, в появлении
трутней основную роль играют рабочие пчелы.

ПОВЕДЕНИЕ ПЧЕЛ

Поведение пчел и пчелиной семьи очень сложно, по-
этому пчелам очень часто приписывают разумные дей-
ствия. Это глубоко неверно. Поведение пчел и пчелиной
семьи строится из ответных реакций нервной системы на
различные раздражения внешней среды, которые назы-
ваются рефлексами. Рефлексы бывают безусловные и
условные. Безусловные рефлексы —врожденные. Они
обеспечивают постоянную связь пчелы с внешней сре-
дой.
Каждое раздражение воспринимается органами
чувств и передается центральной нервной системе и
двигательным мышиам. Путь прохождения возбуждения
от органов чувств через центральную нервную систему
к отвечающему органу носит название рефлекторной ду-
ги. Образование рефлекса связано с процессами возбуж-
дения, а исчезновение его — с процессами торможения.
У пчел очень много безусловных рефлексов, к ним
относятся: ужаление, реакция на действие дыма, выде-
ление фермента инвертазы, когда нектар проходит через
глотку, очистка улья и пчелиных ячеек, реакция на стук
и другое.
Безусловные рефлексы способствуют приспособле-
нию пчел к окружающей среде и их сохранению в при-
роде. Запах дыма, например, для пчел предвестник ка-
тастрофы, которая может уничтожить их гнездо. Они
берут с собой запас пищи, наполняя зобики медом, и по-
кидают старое гнездо.
Близки к безусловным рефлексам инстинкты — слож-
ные врожденные формы поведения, выработанные в про-
цессе эволюции пчел и передающиеся по наследству. По
учению академика И. П. Павлова, инстинкты — это слож-
ные безусловные рефлексы, причем конец одного реф-
лекса является возбудителем другого. При выпадании
одного звена вся цепь рефлексов может разорваться, а
инстинкт утратиться.
Особенности инстинкта пчел заключаются в том, что
у них не один раздражитель, а несколько. Часто раз-
дражители бывают внутренние и внешние одновремен-
но, поэтому выделить какой-нибудь один, характерный,
невозможно. Вторая особенность инстинкта в том, что
он может проявляться у всех пчел семьи одновременно.
Инстинкты делятся на три группы: пищевые, поло-
вые и оборонительные. Инстинкт сбора пищи (полет за
взятком) у пчел резко отличается от такого же инстин-
кта животных. У животного инстинкт поиска пищи про-
является, когда оно голодно, а пищи нет. Пчелы летят
за взятком, несмотря на то, что обеспечены пищей и в
улье большие запасы корма. Автоматически они несут
его, пока есть куда складывать. При большом взятке
они выбрасывают даже расплод, чтобы освободить ячей-
ки для складывания меда. Так пчелы работают, пока не
погибнут или не кончится взяток. Благодаря этому ин-
стинкту, человек использует пчел в хозяйственных це-
лях.
В пчелиной семье несколько инстинктов проявляют-
ся, как правило, одновременно: сбор пищи, кормление
личинок (воспитание), строительство гнезда (сотов). Это
делает пчелиную семью более приспособленной к внеш-
ним условиям.
В зависимости от обстоятельств одни инстинкты мо-
гут подавлять другие или не проявиться совсем. Так,
при сильном взятке и большой загрузке пчелиной се-
мьи строительством сотов инстинкт роения подавляется.
При слабом взятке инстинкт роения подавляет инстинкт
сбора пищи, и семья плохо работает.
Инстинкт постройки гнезда —один из наиболее важ-
ных. Без гнезда нет семьи. Семья, лишенная возможно-
сти отстроить гнездо, обречена на гибель. Этот инстинкт
проявляется тогда, когда есть пчелы всех возрастов и
матка и нет гнезда. Во время постройки сотов все ос-
тальные работы почти прекращаются. Отстраивание со-
тов продолжается до тех пор, пока все пчелы не разме-
стятся на них. Если не нарушена биологическая цело-
стность семьи и она находится в стадии роста, то при
наличии в природе взятка пчелы делают соты из выде-
ленного воска. Цвет таких сотов — белый. В безвзяточ-
ное время они строят соты менее энергично, используя
воск, налепленный на рамках и стенах улья. Эти соты
коричневые. Такие соты бывают в семьях, в которых
при постановке на зимовку неосторожно раздвинули
рамки. Пчелы обязательно отстроят сотик там, где рам-
ки раздвинулись. Цвет его будет светло-коричневым. То
же самое происходит, когда пчеловод ставит в середи-
ну гнезда на отстройку рамку с вощиной рано весной,
когда нет взятка.
Способность пчел строить соты из старого воска ино-
гда используют пчеловоды. Вместе с сахарной подкорм-
кой они дают стружки воска. Пчелы забирают воск и
строят из него соты.
Пчелиная семья хорошо строит соты и выделяет мно-
го воска в следующих условиях: не нарушена биологиче-
ская целостность ее или нарушение касается только
гнезда; в природе хороший взяток; есть место для по-
стройки сотов; погода теплая, влажность воздуха нор-
мальная.
Инстинкт возвращения на старое место. Если отне-
сти улей с пчелиной семьей на 10—20 м, а на его ме-
сто поставить пустой улей, даже другого цвета, то все
пчелы залетят в новое жилище, не пытаясь отыскать
свое. Такая привязанность к месту, а не к гнезду впол-
не объяснима. В естественных условиях для диких пчел
«место» и «гнездо» одно и то же — дуплистые деревья
и скалы. В течение тысячелетий у пчел, живущих в дуп-
лах и пещерах, выработался инстинкт на определенное
место, в котором находится гнездо.
Когда из семьи выходит рой, то пчелы его не стре-
мятся вернуться на старое место. При посадке роя в
улей на новом месте старые пчелы облетываются зано-
во и не ищут прежнего места. Инстинкт роения в этом
случае сильнее инстинкта возвращения на старое место.
В практической работе иногда требуется перевезти
пчел на небольшое расстояние. Как перевезти их, что-
бы они не вернулись на старое место? Некоторые пчело-
воды кладут на летки пучки сена или ставят дощечки,
считая, что помехи заставят пчел облетываться и за-
поминать новое место. Во многих руководствах этот
прием рекомендуют применять на кочевых пасеках, ко-
торые увозят далее 3 км. Мы не советуем использовать
этот прием, так как он является одной из главных при-
чин блуждания пчел на кочевой пасеке, причиной сле-
тов и налетов. На такой пасеке пчелы становятся очень
злыми и беспощадно жалят горе-пчеловода. Пчелы на
новом месте и без этого хорошо облетываются и запо-
минают свой улей, если их аккуратно перевезти и по-
ставить на место, а леток полностью открыть и не ме-
шать облету.
Если пчел надо перевезти на небольшое расстояние
(100 — 3000 м), то сначала их надо увезти с этого ме-
ста за 5 — 7 км, дать им возможность облетаться и по-
жить там пять-шесть дней и только после этого привез-
ти и поставить на задуманное место.
У пчел хорошо развит инстинкт самосохранения. Он
проявляется в постоянной охране летка от ос, шершней,
чужих пчел, муравьев, мышей, человека, медведя и так
далее. Враждебность к чужим пчелам и маткам времен-
на. Весной, в день выставки, поздней осенью и зимой
пчелы могут залетать в любую семью, и их примут. В
это время легко подсаживать маток. Дружелюбно" при-
нимают чужих пчел, если они несут нектар или пыльцу.
В активное время сезона, особенно когда нет взятка,
пчелы стремятся убить чужую матку и чужих пчел при
приближении их к летку или попадании "в гнездо. Этот
инстинкт затормаживает проявление других инстинктов,
например сбора пищи, поэтому во время подсаживания
чужих маток снижается продуктивность пчелиной се-
мьи.
Важно создание таких пород пчел, у которых одни
инстинкты проявлялись бы с большей силой (инстинкт
сбора пищи, постройки гнезда, воспитания), а другие
вообще не проявлялись бы (роение). Этого можно до-
биться путем тщательного ведения племенной работы.
Примером подавления инстинкта может служить поро-
да кур леггорн, у которой инстинкт материнства подав-
лен, и куры этой породы не бывают наседками.
Через рефлексы и инстинкты осуществляется посто-
янная связь с внешней средой. А так как внешняя сре-
да постоянно изменяется, то для лучшего приспособле-
ния к ней необходимы кроме безусловных условные реф-
лексы, или временные связи. Условные рефлексы возни-
кают на базе безусловных под действием какого-либо
раздражителя и действуют до тех пор, пока повторяет-
ся действие раздражителя. Как только раздражитель
перестает действовать, условный рефлекс затормажива-
ется. Например, пчелы работают на одном медоносном
растении до тех пор, пока действует раздражитель, то
есть выделяется нектар. С прекращением выделения не-
ктара условные рефлексы на цвет, запах цветов и место
расположения этого растения затормаживаются. С на-
чалом цветения другого медоносного растения у пчел вы-
рабатываются условные рефлексы на запах и окраску
его цветов, место расположения этого растения.
Пчеловод должен знать механизм формирования ус-
ловного рефлекса, чтобы управлять летом пчел. Впер-
вые в мире профессор А. Ф. Губин использовал услов-
ные рефлексы для направления пчел на нужное расте-
ние и нужную делянку. Это было названо дрессировкой
пчел. Дрессировка пчел даже на такие сильные медоно-
сы, как донник и липа, увеличивает медосбор на 50 —
60%. Таким способом можно заставить работать пчел
даже на тех растениях, на которых они обычно не рабо-
тают (красный клевер, лен).


Предыдущая Следующая

 

Copyright © 2005-2009 Пчеловодство Верхнедвинщины

Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки на сайт Пчеловодство Верхнедвинщины и со ссылкой на автора материала